Gazel (gazel2) wrote,
Gazel
gazel2

Categories:

Пожарная часть в Сокольниках


Знаете, где я побывала в прошлую субботу, бросив ради этого семью? В пожарной части!
Это 12-я пожарная часть, что в Сокольниках - все же знают там старинную каланчу? около Макдональдса. А мне она вообще родная - в 9-м классе я мимо нее целый год ходила в школу :).







Из анонса мероприятия:
"В рамках года Пожарной охраны, Главное управление МЧС России по г. Москве предлагает блогерам эксклюзивную возможность познакомиться с работой специалистов столичного пожарно-спасательного гарнизона. И не просто послушать рассказ о проводимой работе, а «поменяться с ними местами», освоив новую и увлекательную профессию! Блогерам предлагается на целый день погрузиться в новую работу, изучив ее от начала и до конца, познакомившись со всеми ее трудностями и особенностями.
Хотите побыть пожарным? Приходите! Вы узнаете, как проходят будни огнеборца, как он собирается на выезд, как тренируется и что его окружает, когда он находятся на суточном дежурстве. Кроме этого, вы можете попробовать себя в роли диспетчера – узнать, как осуществляется прием заявок и как обслуживается парк пожарно-спасательной техники."


Ну, допустим, погрузиться в профессию пожарного мне никто не позволил и слава богу! ;). Но познакомиться с жизнью пожарной части мне удалось.


Жду в комнате отдыха, пока подтянется еще кто-то из блогеров.















Никто так и не подтягивается, и для меня начинают индивидуальную экскурсию :). Мой сопровождающий и гид - командир отделения Сергей Елтышев.





На стенах - прекрасная экспозиция. Тут история пожарной охраны Москвы, ну и конечно 12-й части - старейшей действующей в городе.





Начиналось все так.
"14 мая 1863г. группа частных лиц, проживающих в районе Сокольники, обратилась к обер-полицмейстеру г.Москвы Крейцу с просьбой разрешить создать пожарную часть в Сокольниках на собственные средства. На постройку здания части было собрано 1800 рублей. Во вновь созданной части числилось 40 человек служащих. Во главе части стоял брандмейстер.
На вооружении состояло: 30 лошадей, линейка, рукавный возок, 2 бочки и многое другое.
К концу 1910 года часть насчитывала на своем вооружении уже 1 паровую машину мощностью 40 лошадиных сил, механическую лестницу, было проведено центральное отопление, электрическое освещение и телефон."






Интересный факт: лошадей в каждой части старались держать одной масти. Кроме 12-й - здесь масти были вперемешку, поскольку в основном привозили лошадей, отобранных у пьяных извозчиков :).





Из жизни пожарной части (это все - без учета пожаров!):
"В казарме был строгий распорядок дня:
С 6 часов до 7:30 - чистка лошадей, обоза и двора, водопой и дача овса лошадям.
С 7:30 до 9 часов - уборка помещений.
С 9 часов - расчет части и дача сена лошадям.
9 - 11 часов - учебные занятия.
С 11 часов уборка лошадей, водопой и выдача овса.
В 15 и в 17 часов - дача сена лошадям.
С 17 часов до 19 часов чистка приказов, словестные занятия брандмейстера с командой и пешее строевое обучение.
С 20 часов водопой, выдача сена, уборка конюшни и лошадей на ночь.
20:30 - вечерний расчет части и молитва на ночь.
В 4 часа утра выдача сена лошадям."


Хочу заметить, что и сейчас пожарным некогда скучать. Учения, теоретические занятия, регулярные тренировки, обслуживание техники и т.п. молитва на ночь не обязательна.





Начало 20 века. Пожарная каска. Пожарный знак с девизом - "Богу хвала, ближнему защита".





Один из первых аппаратов фирмы Dräger (эта фирма до сих пор поставляет аппараты, потом мне покажут и современные).





Следующие стенды.






Женщина в центре - легенда! Разова Зинаида Тихоновна, сама дочь пожарного, проработавшая в части 45 лет! Единственная запись в трудовой книжке!
Фотографии из личных архивов.





Здесь она - левая в первом ряду.





Как раньше, так и сейчас - в пожарной бригаде 4 человека: начальник расчета, два бойца и водитель.
Водитель работает только с машиной, в тушении пожара не участвует.





Спортивные достижения части.





Пожарное оборудование.





Подарки от иностранных пожарных частей. Нашивки.





Заканчиваем с историей, переходим к современности. На стенах - множество плакатов, инструкций. Читать и смотреть жутковато. А тут это - рабочие будни.










"В настоящее время сотрудники 12-й пожарной части участвуют в тушении крупных пожаров на территории Москвы, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций. Минморфлота, Московский шинный завод, Останкинская башня, здание Манежа - вот неполный список мест, где приходилось участвовать командирам и бойцам Сокольнической части. В районе выезда 12-й пожарной части были пожары с повышенным номером сложности: январь 1984 года - горела крыша жилого дома, номер 4 по 5-балльной шкале. 19 июня 2002 года пожар на ул. Стромынка, 20, Московская Академия приборостроения, номер 4 по 5-балльной шкале. После ликвидации горения личный состав работал на разборах завалов еще три дня.
В октябре 1993 года личный состав 12-й пожарной части принимал участие в ликвидации пожара в здании Белого дома, расстрелянного из танков.
7 мая 2001 года при тушении пожара на концерне "Бабаевский" трагически погиб начальник караула 12 пожарной части капитан внутренней службы Малышев Андрей Валентинович.."





А мы отправляемся в сердце пожарной части - диспетчерский пульт. Диспетчер - это глаза, уши и мозг, владеющий всей необходимой информацией.





Все звонки на 01 поступают на Пречистенку в Главное управление МЧС, там их обрабатывают и переключают на нужную часть. Теперь машина выезжает не только на пожар - на завал деревьев, аварию, ДТП, спасение утопающих.. Зато район обслуживания уменьшился. Сейчас это - "кошечка" (по очертаниям как будто с двумя ушками :), а раньше доходил до проспекта Мира, Кибальчича и т.п. По соседству появились новые пожарные части.





Деление на зоны привязано к административным округам, что не всегда рационально. Поэтому пожарные части перехватывают друг у друга вызовы, если из соседней части ехать по адресу ближе, чем "хозяевам".
Вот "кошечка" покрупнее:





А вот гидранты, отмеченные на подробной карте (синие и красные наполовину закрашенные кружочки). Пока машина едет - команда уже знает, к какому гидранту будут подключаться.





На сутки дежурства заступают 9 человек: по 4 человека на машину (водитель плюс 3 бойца) и диспетчер.

В среднем бывает по 3 выезда в день. Но это оооочень в среднем, день на день не приходится.
Вот например график за последнюю неделю по количеству выездов:





Пожарная команда обязана выехать на любой вызов. Даже если это мангал в парке, или какой-нибудь нервной бабульке почудилась непотушенная сигарета или запах дыма. Ложных вызовов (баловства) сейчас практически нет - хулиганов быстро идентифицируют и штрафуют.

Лайфхак от Сергея: Если вы оставили невыключенный утюг или чайник на плите, и вспомнили об этом только в аэропорту, вылетая на Кипр - звоните 01!
Да, это тоже повод для выезда пожарной команды (вот же работка!) Если квартира негазифицирована, то все просто: пожарные проверяют отсутствие признаков возгорания и обесточивают квартиру. В противном случае пожарные обязаны вскрыть квартиру. Делается это в присутствии полиции, составляется акт, полиция опечатывает квартиру, дальше работает дознаватель. Как правило, штраф к физическим лицам не применяется а надо бы. А потому что начнут штрафовать - будут бояться звонить, что чревато. Человеческий фактор, блин.

Рассказал Сергей и про печально известный пожар на Амурской, который зацепил в том числе и 12-ю пожарную часть. Ребята работали там на 4-5-й день возгорания, тушили подвалы. Очень старое здание, постройка 30-х годов. Бетон не выдержал. 15 минут прямого воздействия огня на бетон с металлом - и никто не может предсказать последствия. Толстые бетонные перекрытия теряли свою несущую способность, раскрашивались - от плит оставалась только арматура. Очень большое обрушение..
Вообще, самое опасное при пожаре - это крыши и подвалы. потому что образуются завалы..





Когда приходит вызов, диспетчер нажимает волшебную кнопку, и раздается сирена (для меня ее включили персонально, предварительно объявив, что учебная тревога :). . Сирену слышно во всех частях здания - на кухне, в туалете..





Лайфхак от Сергея: при звонке на 01 вам нужно четко сформулировать заявку и уточняющие подробности. Вас начнут расспрашивать, вытаскивая более полную информацию. Не думайте, что по телефону тянут время - в это время машина уже выехала! Дальше диспетчер продолжает диалог по телефону с пострадавшим и по рации с выехавшей машиной. Счет идет на секунды. Звонок ни в коем случае никто никогда не бросает. Местный диспетчер потом докладывает о ситуации на центральный пост.

Итак, пожарная машина с личным составом должна выехать в течение 40 секунд после сирены! Одеваются в пожарное обмундирование за 20 секунд! Фантастика! Для убедительности нам сейчас все это продемонстрируют в гараже!

Для быстроты существует вот такой спуск по шесту. Прыгать нельзя! Кто-то из репортеров решил попробовать и прыгнул - его увезли на скорой. Поэтому теперь шест за закрытыми дверьми с предупреждением :).





И  вот мы спускаемся в гараж. Раздается сирена, и бойцы бегут к своему обмундированию. Оно, конечно, не разбросано в беспорядке как мы любим дома шмотки побросать :). Все готово к оперативному реагированию! Пожарные буквально впрыгивают в одежду (жалею, что видео не сняла).









В это время уже заведены машины. К выхлопной трубе присоединен автоматический рукав, куда при прогревании отводятся газы. Когда машина отъезжает, он автоматически отстреливается.
Ворота гаража маленькие - низкие и узкие, в расчете на старые машины. Современный автомобиль еле проходит. Расширять нельзя - памятник архитектуры.









Показательное выступление с демонстрацией 40-секундной готовности закончено :). Машины заезжают обратно в гараж, и сейчас мы с поближе познакомимся с их внутренностями.
(мы - потому что тем временем подошли наконец опоздавшие блогеры, да еще и до кучи детская группа на экскурсию. Народу сразу стало многовато :).

В12-й пожарной части две машины - современные, полностью оснащенные. 





Сзади кабины - места для троих бойцов.
Противогазы, аналоги аквалангов: на 3-х человек, и 4-й резервный. А также запас баллонов. Бойцы всегда работают в противогазах, поскольку неизвестно, что их ждет.





В отсеке в боковой стенке машины - всякий современный инвентарь для работы: для вскрытия дверей и конструкций, чтобы добраться до очага пожара, или при ДТП. Оборудование и бензиновое (для работ на улице), и электрическое. Электричество на автомобиле автономное. Можно также включить систему освещения. Вообще, команда с машиной полностью самодостаточна - может и тушить, и проводить аварийно-спасательные работы.





Лирическое отступление: наверняка все знают, что на корабле ходят, а не плавают? И что пожарный - это ни в коем случае не пожарник? (Пожарниками на Руси называли обманщиков, которые прикидывались погорельцами ради наживы). Вот точно также нельзя называть шлангами пожарные рукава! :)

Рукава необходимы для подачи воды от автомобиля к очагу. Есть рабочие рукава, а есть магистральные - они большего диаметра, прокладываются в том случае, если очаг далеко (длины хватает до 500м!).
Ритуальное пожелание пожарному - "сухих рукавов". Ну, понятно..

Отсек с пожарными рукавами.





В следующих отсеках - переходники с одного диаметра рукава на другой, патрубки для подачи воды и пенного раствора (пеной тушат только специфические возгорания - автомобили, заправочные станции. Образуется пенная шапка и препятствует подпитке огня кислородом).

Ручные пожарные стволы (ствол - это откуда бьет вода). Универсальный ствол может одновременно тушить и экранировать (перед бойцом образуется как бы водяной зонт). Расход воды регулируется в зависимости от пожара (стандартный, чтобы не залить квартиру, или, наоборот, максимальный, при торфяных пожарах).







Есть в машине ствол высокой мощности - лафет. Он применяется для тушения крупного пожара, здания, в которое нельзя войти и близко подойти. Он устанавливается на землю. Есть ствол на крыше - управляется командиром из машины.







Вода имеется не во всех пожарных автомобилях, а только в основных автоцистернах (в 12-й пожарной части обе машины - автоцистерны). Запаса воды в машине хватает на 10-15 минут интенсивной работы (например, чтобы потушить 3-комнатную квартиру с мебелью). Есть вспомогательные пожарные автомобили, в которых вообще не предусмотрено воды. Поэтому пожарным важно быстро подключиться к ближайшему пожарному гидранту, питающемуся от городской водопроводной сети. Гидрантов много, буквально у каждого дома, иногда и не по одному.

Но тут встает ребром наша любимая московская проблема - припаркованные автомобили. Они, во-первых, перегораживают проезд и частенько занимают место, предназначенное для пожарной техники. Бойцы-то добегут, не проблема, а вот подъемные механизмы не могут подъехать. Во-вторых, неправильно запаркованные машины перекрывают доступ к гидранту! Никаких мер воздействия на них нет, трогать частную собственность пожарные не имеют права. Приходится искать другой гидрант, чистить-отдалбливать его (если зимой), все это время измеряется чьими-то жизнями..


Сердце пожарного автомобиля - пожарный насос. Он на электронном управлении - достаточно нажать кнопку, раньше управлялся всевозможными рычагами. 
Насос бьет до 14 этажа. Выше - подают в перекачку: рядом встают две машины, одна качает, дает давление, другая бьет. Давление могут дать до 15 атмосфер, лишь бы выдержал рукав - не вылетели друг из друга части.. 





В очередном отсеке - спецкостюмы для тушения крупных пожаров с большим выделением тепла. Такой костюм надевается поверх всей экипировки. Жар держит минут 5. Пожарный при этом испытавает ощущения курицы, жарящейся в фольге.





Дальше мы идем разбираться с одеждой пожарного и его личной снарягой. Можно даже примерить!

Куртка с защитным слоем с пропиткой.
Сапоги - защищают голеностоп, с хорошей подошвой (можно прыгать на гвозди!), можно быстро надеть и снять - не надо шнуровать.





Пожарный пояс, на нем должен быть карабин обязательно у каждого.
Пожарные краги (перчатки) - защищают от колюще-режущих воздействий и от температуры, но при этом должны быть мягкими, чтобы выполнять работу.





Пожарная каска. Пелерина сзади - чтобы защитить от попадания за шиворот угольков, раскаленной воды и т.п. Два вида защиты глаз: очки (при работе с инструментом) и полная защита от выброса пламени. Всевоможные крепления - для фонаря и т.п.





Все очень тяжелое. Все это набирает воду, потом замерзает.. Но это необходимость: температура под потолком горящей квартиры, куда заходит пожарный, около 200-300 градусов. Внизу - меньше, но свои 110-150 градусов боец получает. 

Как нетрудно догадаться, боец должен быть в хорошей физической форме. Отбор в пожарные - почти как в космонавты. Желающих много, кстати, но мало кто подходит. Каждый год необходимо проходить медкомиссию. Если не прошел - переводят с бойца на водителя, потом на диспетчера..


Во, примерила. Похожа я на пожарного? :)





Главные враги во время пожара - не огонь, а дым и угарный газ. Именно из-за них, как правило, гибнут люди. В дыму легко заблудиться. Кислородный дыхательный аппарат пожарного действует примерно 1 час. К аппарату подключается дополнительный спасательный капюшон - пожарный  может вывести одного человека. Бойцы ходят не в одиночку, а всегда по трое: если один упал - остальные двое его вытащат. Конечно, есть связь, но она редко может помочь найти заблудившегося.
Есть еще индивидуальные аппараты-самоспасатели Феникс - маленькие баллончики со сжатым воздухом и с капюшоном. Они недешевы, но зато это реальное средство спасения из дыма.

Конечно, сейчас в домах устанавливается противопожарная сигнализация и система дымоудаления. Сработал датчик - автоматически объявляется тревога, открываются вентиляционные шахты, включается мотор. Слышали, наверное, бывает в лифтовых шахтах гул, как будто самолет взлетает? Его не надо бояться, это идет отток воздуха, чтобы сохранить вам жизнь, когда вы выходите.  Лифтами во время пожара пользоваться нельзя (это хоть все знают?), чтобы человек не остался в лифте в заложниках. Лестницы пожарных машин дотягиваются до 10-12 этажа, для более высоких этажей нужны другие подъемные механизмы.
Сейчас стали устанавливать в домах специальные противопожарные лифты для пожарных - у них автономная система питания.

Но это не панацея. И люди, проживающие выше 10 этажа, находятся в зоне риска.
В феврале этого года горела Москва-сити. У них своя пожарная часть, аж 7 автомобилей! Много противопожарного оборудования. Но никто не предусмотрел, что загорится именно генератор электроэнергии для всей этой системы. Противопожарные лифты с автономной системой питания встали, противопожарная вентиляция не работала.. Люди оказались в ловушке на 37 этаже! Пожарные были бессильны их вывести: воздуха им хватило бы только подняться наверх. Помогли эти аппараты-спасатели.

В общем, по словам Сергея (а я склонна ему доверять), желательно иметь такие аппараты дома - особенно тем, кто живет выше 10 этажа. Потому что дым подымается наверх.


И последний лайфхак от Сергея: если есть задымление на лестнице - нужно плотно закрыть дверь квартиры (желательно еще и проложить щели), открыть все окна и звать на помощь и всячески привлекать к себе внимание. Ни в коем случае нельзя самостоятельно идти в дым.
(у нас, кстати, была подобная ситуация, когда дома были бабушка и болеющий 5-летний Игорь, а в квартире этажом ниже случился пожар. Бабушка услышала запах и вышла на лестничную площадку - там все было в дыму. Слава богу, они остались в квартире - она побоялась тащить куда-то больного ребенка. А потом их эвакуировали пожарные. Ну а если бы Игорь не болел?..)


На этом рассказ был закончен. Сергей отправился проводить экскурсию по второму кругу для вновь пришедших :). А мне предложили - и я с радостью согласилась! - подняться наверх, на знаменитую старинную каланчу и посмотреть на мир с высоты птичьего полета.

По дороге заглянула в помещение, где пожарные отдыхают во время суточного дежурства. Миленько, уютно. А есть еще столовая, стиральная машина, душ. Зона отдыха.. Почти как дома :). Если бы не пожары..







Итак, поднимаюсь вверх по лестнице. В шахте сушатся.. нет, не шланги, а рукава!





Дальше нужно карабкаться по вертикальной лестнице - хорошо, что немного, а то стрррашно!





Потом по винтовой, все выше и выше.







Пыль и грязь присутствуют (экскурсии сюда не водят), но вообще-то все отреставрировано. Старинные кирпичи с клеймом!







Наконец выбираюсь на свет божий.





И вот я на галерее башни на высоте примерно 9 этажа!
Эту галерею видно на самой первой фотографии поста. Вообще-то, я не думала, что каланча такая высокая - с земли кажется ниже.





Конечно, каланча уже не используется по назначению, но тут размещаются всякие устройства для связи, прожекторы, провода и т.п.





Кидаю последний взгляд на Сокольники - пора и вниз..







На этом я покидаю гостеприимную 12-ю пожарную часть. Было очень интересно и познавательно!
Кстати, сюда можно прийти на экскурсию и с классом, и самостоятельно. Рекомендую! Вам все покажут и расскажут, проведут, дадут потрогать и померить. И детям также будет интересно и полезно познакомиться с этой героической профессией!

Но предупреждаю - экскурсия может прерваться! Это боевая часть, в любой момент может раздасться сирена - и пожарные уедут рисковать своими жизнями, чтобы спасти чужие..




Большое спасибо Главному управлению МЧС России по г. Москве и лично Юлии Антоновой и Сергею Елтышеву, а также Мосблогу за приглашение.
Tags: 2016, Интересное в Москве, Фотки, блогерское
Subscribe

  • "Ревизор" в театре "А-Я"

    Я говорила, как сильно мы любим театр "А-Я"? :). Воспользовались случаем и снова его посетили. "Ревизор". Что может быть лучше для…

  • "Детская неожиданность. Verbatim", театр "А-Я"

    В субботу были с ребеночком в театре - в нашем любимом "А-Я". Как я рада, что Игорь наконец дорос до их взрослых постановок. А то все…

  • Спектакль "Леди на день" в ЦАТРА

    Внезапно в воскресенье сходили в театр! :). Центральный Академический театр Российской Армии, спектакль "Леди на день". Честно говоря, я до…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments

  • "Ревизор" в театре "А-Я"

    Я говорила, как сильно мы любим театр "А-Я"? :). Воспользовались случаем и снова его посетили. "Ревизор". Что может быть лучше для…

  • "Детская неожиданность. Verbatim", театр "А-Я"

    В субботу были с ребеночком в театре - в нашем любимом "А-Я". Как я рада, что Игорь наконец дорос до их взрослых постановок. А то все…

  • Спектакль "Леди на день" в ЦАТРА

    Внезапно в воскресенье сходили в театр! :). Центральный Академический театр Российской Армии, спектакль "Леди на день". Честно говоря, я до…