Gazel (gazel2) wrote,
Gazel
gazel2

Categories:

Научная программа "Таблица Менделеева" от "Умной Москвы"


Последнее время мы зачастили в Умную Москву, и это не может не радовать! :)
На этот раз нас пригласили на химическую научную программу "Таблица Менделеева".





А поскольку программа химическая, то грех было не взять с собой нашего папеньку, бывшего химика, с корыстными намерениями ;).


Про таблицу Менделеева знает сегодня, наверное, даже младенец. Но не все знают, что Менделеев, кроме химии, чем только не занимался! Даже Википедия не скупится на титулы: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, преподаватель, воздухоплаватель, приборостроитель и чемоданных дел мастер.

А на нашем научном шоу - свой собственный Дмитрий Иваныч, только уменьшенный :).





Как же дошел уважаемый Дмитрий Иваныч до своего великого открытия! По легенде - во сне! а на самом деле это не так, и кто не облажался с этим вопросом во взрослой викторине - тот молодец! :)
И чтобы воспроизвести этот эксперимент, понадобится специальное оборудование, а именно.. кровать! В которую Дмитрий Иваныч будет уложен :).





Вот она, таблица! Но в ней пропущены некоторые элементы. И детям предстоит в химических лабораториях распознать недостающие и дозаполнить таблицу. А если они сделают все правильно, то им откроется тайное знание шифр, благодаря которому они отгадают любимый элемент Дмитрия Иваныча.





Итак, вперед, в лаборатории!

Оставив нашего папеньку разминать мозг в викторине и зарабатывать нам билет на другую программу, я отправилась вслед за детьми.

Первая лаборатория - тяжелых неметаллов.





Столы с реактивами, колбами, пробирками, растворами и прочей дребеденью атрибутикой. А также непременные перчатки, защитные очки, а в халаты их нарядили еще на входе. Все это создает нужную атмосферу и антураж, и на мой взгляд - это не менее важно для детей, чем сами опыты.







Небольшой ликбез про элементы и вещества. Элементы - это строительные кубики, как детальки лего. А вот такая лего-машинка - уже вещество! :).
(в очередной раз поражаюсь, как оригинально и понятно ведущие умеют объяснить детям сложные вещи!)





Итак, начнем-с. На столах у ребят - два неизвестных вещества, свойства каждого надо будет изучить с помощью опытов и таким образом определить, что это за зверь. Работают в парах. Игорю с напарником досталась вот эта бутылочка с козлиной мочой с элементом #53.





Берем мерный цилиндр, отмеряем нужное количество вещества (химия - точная наука!) и переливаем в стакан. Туда же отмеряем и добавляем раствор-помощник, который... правильно! поможет нам провести химическую реакцию. О, цвет изменился! Значит реакция произошла!







(мелочей тут не бывает! Ведущий объясняет, как правильно размешивать, сколько и как переливать, как соблюдать технику безопасности - закрывать крышками емкости, сливать остатки растворов в специальный слив, не лезть в лицо грязными химическими руками в перчатках, и т.п.)

Теперь будем выделять нужное вещество из раствора - в этом нам поможет растворитель. Добавим его в наш стакан и перельем в интересный прибор под названием "делительная воронка".





Жидкости разделились - получилось два слоя с разными плотностями. Внизу растворитель, который окрасился - следовательно, наше вещество перешло в него. Дальше будем работать с ним - для этого сольем нижний слой в стакан, а потом разольем его по трем маленьким стаканчикам.





У некоторых детей, кстати, получился другой цвет - желтый. Они изучают другой элемент.





Итак, продолжим. В первый маленький стаканчик нальем кислоту. Ничего не изменилось - значит, с кислотой реакции нет.
Во второй стаканчик нальем щелочь. О, раствор посветлел, а у некоторых даже обесцветился! Наше вещество реагирует со щелочью!
В третий стаканчик нальем перекись водорода. Жидкость расслоилась, но цвет не изменился - реакции нет.







Теперь возьмем определитель и сравним свойства - оказывается, мы выделили бром и йод! Вот только вопрос - где кто? :))





Как нетрудно догадаться (а если трудно, то ведущий подскажет :)), тот, который фиолетовый - это йод (такой цвет он приобрел в нашем растворителе, в отличие от привычного для нас коричневого спиртового раствора). Номер #53.
Другой - желтый, это бром, номер #35.

Заносим ответы в планшет - все правильно, ура! Программа говорит, что нам осталось отгадать еще 6 элементов.





Поговорили о том, где мы в жизни встречаемся с йодом и бромом.





Время истекло, пора в следующую лабораторию - легких металлов.





Причиндалы на столе уже не так удивляют, но вот что-то новенькье - микроскоп!







Вот наша прекрасная ведущая. А помощником у нее мой старый знакомый - строгий Евгений который на прошлой программе выставил меня за дверь :). Но в этот раз он - сама любезность, даже стульчик предложил! Но увы, мне не до стульчика, я при исполнении :).





Поговорили про закономерности таблицы Менделеева, про легкие металлы. Дети даже кое-что знают в основном один умный взрослый мальчик :) - назвали литий, алюминий, натрий, кальций, магний.. Поговорили про их производство.

Ну а теперь за опыты - будем готовить соединения и определять их.

Насыпаем из контейнера порошок с помощью шпателя. Наливаем кислоту. Содержимое нагрелось, даже пошел дымок! Это означает химическую реакцию.





Дальше я немного потеряла нить - что-то там окрасилось в фиолетовое, его с помощью пипетки переливаем в пробирку, перемешиваем..
(нашим, кстати, везет второй раз - у них опять реакция бурная и цвета яркие, а у других какое-то бледное вещество и отсутствие реакции :)).





Теперь будем проводить микрокристаллическую реакцию. На предметное стеклышко капаем каплю раствора, а рядом - каплю реактива. И теперь стеклянной палочкой соединяем капли. В этой полосочке прошла химическая реакция, и ее результат мы сейчас увидим в микроскоп!





Заботливый Евгений помогает настраивать окуляры.





Оо, да там красота! Ажурная решетка, как звезды! (мне тоже удалось взглянуть краешком глаза).





В итоге, благополучно завершив опыты, получили магний и алюминий. Заносим в планшет - ура, правильно!





Опять поговорили про применение. Ну, с алюминием все ясно.





А это одно из применений магния: в женской пудре! :)





Пора отправляться в следующую лабораторию - легких неметаллов.





На столах, кроме всего прочего - горелки. Это становится интересным :)





Снова немного теории. Поговорили о различии металлов и неметаллов наконец-то :).
А получать и изучать в этот раз мы будем газы!

При получении газов есть некоторые сложности: в отличие от прозрачной жидкости, которая видна, безцветный газ - невидим. Собирать его мы будем с помощью газоотводной трубки и колбы-ловушки.

С помощью мерного цилиндра отмеряем вещество и переливаем в колбу, потом отмеряем раствор-помощник. Потом будем вливать раствор-помощник в колбу.







Очень важно отмерить всё точно: если вещества будет мало - реакция не пойдет, если много - реакция может быть слишком бурной ( и кааак бабахнет! - раздаются голоса :)).





Напарник у Игоря трусоват робкий мальчик. Игорь его и в прошлых лабораториях немного притеснял и норовил все делать сам.
И вот на слове "бабахнет" произошли одновременно сразу два события: заинтересованный Игорь придвинулся поближе, чтобы побыстрее схватить мерный цилиндр. А его напарник отъехал от стола на безопасное расстояние, предоставив решительному Игорю взрываться самому :))





Наконец переливаем раствор в колбу, вставляем газоотводную трубку.





В колбе начинает все бурлить - выделяется газ, идет реакция! Нужно быть начеку - в случае слишком сильной реакции пробку надо приподнимать. Но у наших все хорошо!





В соседней колбе собрался газ, и сейчас мы будем его поджигать (это заявление ведущего дети встречают восторженными криками! :)).







И опять нашим повезло! Газ поддерживает горение, и это так красиво!





У других ребят получился негорючий газ - лучинка гаснет.







Быстренько проводим еще один опыт, пропуская газ через раствор-помощник. Наблюдаем, меняет ли раствор цвет.





Таким образом (смотрим в определитель), мы получили азот и кислород.




С применениями тут вроде все ясно. Но вот один интересный факт: если бы мы дышали чистым кислородом, все процессы в организме шли бы быстрее, и мы быстрее старели. О как.


Итак, наш планшет показывает, что нам остается отгадать всего два элемента. И мы отправляемся в последнюю лабораторию - тяжелых металлов.





Снова поговорили про металлы и неметаллы, про легкие и тяжелые, про атомы, ядра и электроны, про группы и периоды. Похоже, усвоили - отвечают!

Что-то такое опять отмеряем и переливаем.. Дети уже подустали и, похоже, пытаются саботировать процесс - жалуются, что мерный цилиндр дырявый, и раствор вылился! :)) Но их выводят на чистую воду :)). В мерном цилиндре нет дырки! а есть дырка у кого-то в голове.







Получили какое-то вещество. Дальше из фильтровальной бумаги своими руками делаем конус-фильтр, вставляем его в воронку. Вываливаем туда содержимое стакана, промываем - отфильтровывается редкостная гадость металл.







Кусочки металла помещаем на стеклянную пластинку для опытов.







К одному добавляем кислоту, к другому щелочь, к третьему - перекись водорода. Дети после получения металлической крокозябры пришли в веселое расположение духа и озорничают. Опыты доделали с трудом :).





В общем, результат таков: медь и олово!





Что там у нас с применениями? Медную проволоку и медные монетки знают все. А олово? Ну, например, оловянные солдатики ложки, припой. Еще послушали стрррашную историю про оловянную чуму.





Ну и наконец заносим в планшет два последних найденных элемента. Ура, все загадки собраны, и нам высвечивается подсказка - цифра 4. И с этой подсказкой не слушая ничьих воплей про бериллий мы отправляемся в зал на заключительную часть программы.





Тут собрались и остальные команды со своими - у всех разными - подсказками.

Вот она, почти отгаданная таблица. Что же за элемент скрывается под вопросительным знаком?





А вот и контейнеры с подсказками.





Из них кое-что извлекается... Берется огроооомная колба...





Махмуд, поджигай!





И нас радуют вот таким шикарным фейерверком!







А вот наконец и отгадка!







Теперь можно поздравить детей, которые самоотверженно работали в лабораториях..





и подарить им.. "Хром в каждый дом"!





Думаете, это все, что я хотела вам рассказать? Нет!
Наш папенька, отдуваясь за нас на взрослой программе, таки выиграл в викторину! Так что .. мы снова идем на Умную Москву! :)





Спасибо за приглашение сообществу Mosblog, Артему Говорову artem_govorov, а также Дмитрию Иванычу Менделееву! :)
Tags: 10 лет, 2017, Игорь, Интересное в Москве, Фотки
Subscribe

  • "Ревизор" в театре "А-Я"

    Я говорила, как сильно мы любим театр "А-Я"? :). Воспользовались случаем и снова его посетили. "Ревизор". Что может быть лучше для…

  • "Детская неожиданность. Verbatim", театр "А-Я"

    В субботу были с ребеночком в театре - в нашем любимом "А-Я". Как я рада, что Игорь наконец дорос до их взрослых постановок. А то все…

  • Спектакль "Леди на день" в ЦАТРА

    Внезапно в воскресенье сходили в театр! :). Центральный Академический театр Российской Армии, спектакль "Леди на день". Честно говоря, я до…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • "Ревизор" в театре "А-Я"

    Я говорила, как сильно мы любим театр "А-Я"? :). Воспользовались случаем и снова его посетили. "Ревизор". Что может быть лучше для…

  • "Детская неожиданность. Verbatim", театр "А-Я"

    В субботу были с ребеночком в театре - в нашем любимом "А-Я". Как я рада, что Игорь наконец дорос до их взрослых постановок. А то все…

  • Спектакль "Леди на день" в ЦАТРА

    Внезапно в воскресенье сходили в театр! :). Центральный Академический театр Российской Армии, спектакль "Леди на день". Честно говоря, я до…