Gazel (gazel2) wrote,
Gazel
gazel2

Categories:

Музейная программа "Путешествие в Древнюю Грецию"


Открыла для себя "Радостные открытия", как ни тавтологично это звучит :).

Проект "Радостные открытия" - это образовательные программы, экскурсии и квесты, познавательные игры и путешествия. Мероприятий подобного формата в Москве много, только успевай отслеживать. Самое главное - выбрать из всего многообразия действительно качественные. И мы с Игорем не прогадали, посетив в воскресенье программу "Путешествие в Древнюю Грецию" в Пушкинском музее.



Но начнем сначала. Прекрасный солнечный денек, и мы спешим от метро к музею. Кстати, идем другой дорогой. Обычно всегда от Кропоткинской, а в этот раз от Библиотеки Ленина. Показала мальчику князя Владимира и Дом Пашкова, а он сам узнал вдали за крышами мачту корабля Петра I и храм Василия Блаженного Христа Спасителя.











Вот и Пушкинский.





Нас передают на руки замечательной Елизавете, нашему гиду. И экскурсия начинается.

Сначала немного о музее. Музей изобразительного искусства основан в 1912 году. Он содержит как подлинные памятники искусства, так и целую коллекцию слепков с оригинальных произведений.
Его основатель и первый директор - Иван Владимирович Цветаев, ученый, археолог, искусствовед, профессор Московского университета.





А что же такое изобразительное искусство? Это все то, что мы можем увидеть глазами и (условно) потрогать. Картины, скульптуры, здания. Но не, например, стихотворение :)

Отправляемся в первый зал, где находятся сокровища Древней Трои из раскопок Генри Шлимана (позор на мою голову! Я не знала, что большая часть золота Шлимана находится у нас, думала - в музеях Европы).





Попутно вспомнили историю, поговорили о Троянской войне и троянском коне. Долгое время считалось, что "Илиада" Гомера - это сказка, вымысел. Археологи доказали, что Троя существовала на самом деле.

Большая золотая диадема, 2400 – 2200 гг. до н.э. Уникальный памятник древнего ювелирного искусства. Диадема выполнена из мельчайших золотых пластинок - их больше 16 тысяч!





Как мастер изготовлял такие маленькие детали? Делаем вывод: значит, в то время, уже были увеличительные приборы.

Вот и линзы на соседней витрине. Сделаны из горного хрусталя, тщательно отполированного песком.





Большая линза увеличивает в 2 раза. Можно подойти и посмотреть сквозь нее.







Топоры-молоты. Выполнены из камня - нефрит, жадеит, лазурит. Идеально отполированы, с оригинальной резьбой-украшением. Невозможно поверить, что им 4,5 тысячи лет! Но это действительно так.
Шлиман считал их самой ценной находкой. Эти экспонаты уникальны, подобных нет нигде в мире!







Топоры вряд ли боевые - слишком дорого и трудоемко было их изготовление. Скорей всего они были ритуальными, символами власти.





Ладьевидный кубок. 600г чистого золота.





Отправляемся в следующий зал. Античное искусство. И первой встречает нас дорожная герма.
Герма - это скульптурная голова и четырехгранное основание вместо туловища. Первоначально так изображали бога Гермеса (отсюда и название), покровителя дорог и путников. Гермы ставили в качестве указателей и как межевые знаки.





Различные сосуды. Это все подлинники - им больше 2 тыс. лет!

Главная ценность в древнегреческой культуре - тело человека. Греки восхищались человеческим телом, изучали его.
Сосуды тоже имели форму человеческого тела, а их элементы называются частями тела: ножка, тулово, ручки, горлышко.





Это сосуд геометрического стиля - украшен геометрическими узорами.
Древние греки считали, что человек должен всю жизнь бороться с хаосом (т.е. с пустотой). Поэтому сосуд расписан плотно, свободного места не осталось.





Позже тип росписи начинает меняться. Появляются изображения животных, а потом и человека.
На этом сосуде сцена из древнегреческих мифов - 11-й подвиг Геракла, где он спускается в царство Аида. Слева - Геракл, перед ним Цербер, рядом с Цербером стоит Персефона, жена Аида. За спиной Геракла - Гермес, которого можно узнать по крылатым сандалиям.





Изображения на сосудах были двух видов: красные фигуры на черном фоне и наоборот, черные на красном.





Древние греки пили вино, разбавляя его водой. Пить неразбавленное вино (пить по-варварски) считалось дурным тоном.
Для хранения вина использовались амфоры (высокие и тонкие, в форме капельки). Воду хранили в ги́дрии. У нее 3 ручки - за две держали, за третью наливали. Для смешивания вина и воды нужен был сосуд с широким горлом - кратер.





Теперь посмотрим на скульптуры.

Вот надгробие. На нем изображен умерший, а также друг, провожающий его в последний путь. Как определить, где кто?
А очень просто! "Логос" - термин, пришедший из древнегреческой философии, от него произошло слово "логика". Все искусство древних греков логично.
Смерть, как считали греки - это путешествие из мира живых в мир мертвых. Удобнее всего путешествовать на коне. На одной из фигур короткая одежда - как раз подходящая для путешествия. Следовательно, он и есть умерший.
Есть и другое объяснение: смерть - это переход в небытие, человек становится тенью, теряет свой объем. У левого пальцы как будто плоские, без объема. Т.е. этот человек уже ступил в царство мертвых.





Обратим внимание на лица. Они практически одинаковые, не выражающие эмоций.
Основной принцип древнегреческого искусства - гармония. Нельзя показывать сильные эмоции.





На следующей скульптуре изображена богиня Афродита - прекраснейшая из женщин. Большие глаза, красивые черты лица..







И правильный древнегреческий профиль. Линия лба и носа - прямая, нет ямки между надбровными дугами. Это идеал красоты.





Чтобы перейти в следующий зал, приходится довольно долго идти по музею, минуя коридоры и лестницы. Проходим мимо Давида, традиционно фоткаю его. Как же, Пушкинский - и без Давида :).





Олимпийский зал.
Здесь удобно рассесться на банкетке и слушать экскурсовода.





Поговорили про Олимпию, храм Зевса, про атлетов и Олимпийские игры.
Игорь молодец! Участвует, отвечает на вопросы (чаще правильно, чем нет :). Ну еще бы, Древняя Греция ему знакома вдоль и поперек, только что по истории проходили, да и недавно из путешествия по этим местам.

Вот Дискобол Ми́рона. Одна из первых скульптур, изображающих человека в движении.
Юноша в неустойчивой позе, опирается на правую ногу, рука с диском напряжена.





Давайте попробуем встать в такую же позу.





Долго так не простоишь - приходится балансировать. Т.е. Мирон изобразил короткое мгновенье между раскручиванием диска и броском.
Скульптор должен был ходить на тренировки атлетов, делать зарисовки, потом глиняную модель, а по ней уже скульптуру в камне.

Посмотрим-ка теперь на лицо дискобола. Оно спокойное, не напряжено, не искажено усилием. Снова гармония.





А вот Дорифор ("копьеносец") скульптора Поликлета. Поликлет первым вывел закон пропорций человеческого тела.





Теперь обратим внимание на скульптурные группы вверху зала. Первая - с фронтона Храма Зевса в Олимпии.
Посередине - сам Зевс, с двух сторон от него - Пелопс и Эномай, вот-вот начнется их состязание на колесницах. Хитрый Пелопс победил нечестным путем - он подкупил возницу Эномая, и тот специально не закрепил колеса колесницы. Но боги с высоты все видят, эта сцена изображена скульптором как бы в назидание.





Вторая скульптурная группа на другом фронтоне - сцена боя людей и кентавров. Кто же победит? Тот, на чьей стороне боги. Бог Аполлон говорит что-то и показывает на кентавра (указывает, куда ударить). Победа над кентаврами олицетворяет победу разума человека над его животными инстинктами.





Перемещаемся в последний зал нашей экскурсии - греческий дворик (ааа, я тут вообще никогда не была!!). Здесь мы познакомимся с архитектурой Древней Греции.





В центре - макет афинского Акрополя. Вот Пропилеи, Парфенон, сбоку Эрехтейон с кариатидами, театр Диониса у подножия.. (ностальгия, мы все это видели собственными глазами и прошли собственными ногами! :)











Модель Парфенона.





Юго-восточный угол Парфенона.





А вот портик с кариатидами в натуральную величину. Спрашиваю Игоря: "Что это такое? Что за фигуры? Где это?". Упс, не знает, не помнит. Рано я радовалась знаниям мальчика :).





Древние греки, оставаясь верными себе, и в архитектуре стремились изобразить подобие человеческого тела. Что может его напоминать?
Правильно, колонны!





Колонны бывают мужские и женские. Мужчина сильнее, он может опираться на землю голыми ногами, а женщине нужны сандалии. У женщины более богатая прическа, чем у мужчины..
Правильно! Дорическая - это мужская колонна, коринфская - женская.





Вот и закончен рассказ и прогулка по музею. Ну а теперь дети, став экспертами по Древней Греции, получают задания. Все ответы нужно найти в этом зале. Если ответы правильные, удастся разгадать шифр.







Загадки интересные, пришлось и поискать, и помозговать.





Перикл. Только что по истории проходили, прямо эта же фотография в учебнике! :)





С последней загадкой помучились, но все-таки нашли ответ. Эйрена, богиня мира.







Скоростной Игорь, конечно, справился с квестом раньше всех, еще и девочке помог :).







Подождали остальных и проверили, какой получился шифр:

ΚΑΛΟΣ ΚΑΙ ΑΓΑΘΟΣ ("КАЛО́С КАИ АГАТО́С" - греч.).

Попробуем перевести. ΚΑΛΟΣ - добрый, мудрый; ΑΓΑΘΟΣ - красивый, прекрасный. ΚΑΙ - союз "и".
Добрый (мудрый) - человек внутри. Прекрасный - снаружи. Т.е. человек должен быть прекрасен и снаружи, и изнутри, гармоничен.
Значит, "КАЛО́С КАИ АГАТО́С" - это гармония, символ древнегреческой культуры.

На этой прекрасной гармоничной ноте программа закончилась. Два часа пролетели незаметно!
Игорь, попрощавшись с нашим экскурсоводом Елизаветой, строго сказал мне: "Возьми ее телефон, я хочу еще к ней на экскурсии, мне понравилось". И я с ним согласна: мне тоже очень понравилось! Объем и форма подачи материала, обаяние и доброжелательность экскурсовода, внимание к детям. Понравился состав нашей группы - активные, заинтересованные дети. В анонсе программы стоит ограничение по возрасту - 10 лет, не младше 5 класса! И это правильно, все оказались одного уровня, никому не было скучно.

Уже позже я изучила рекламный буклет и информацию на сайте проекта. У "Радостных открытий" много разнообразных интересных программ. Похоже, мы нашли достойную альтернативу моим любимым "Скороходам".
С удовольствием сходим на другие их мероприятия.




Большое спасибо сообществу moskva_lublu, а также администрации "Радостных открытий" за приглашение. Группы проекта в Фейсбуке, Вконтакте, Инстаграме.
Tags: 11 лет, 2018, Игорь, Фотки, блогерское, музей
Subscribe

  • "Ревизор" в театре "А-Я"

    Я говорила, как сильно мы любим театр "А-Я"? :). Воспользовались случаем и снова его посетили. "Ревизор". Что может быть лучше для…

  • "Детская неожиданность. Verbatim", театр "А-Я"

    В субботу были с ребеночком в театре - в нашем любимом "А-Я". Как я рада, что Игорь наконец дорос до их взрослых постановок. А то все…

  • Спектакль "Леди на день" в ЦАТРА

    Внезапно в воскресенье сходили в театр! :). Центральный Академический театр Российской Армии, спектакль "Леди на день". Честно говоря, я до…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • "Ревизор" в театре "А-Я"

    Я говорила, как сильно мы любим театр "А-Я"? :). Воспользовались случаем и снова его посетили. "Ревизор". Что может быть лучше для…

  • "Детская неожиданность. Verbatim", театр "А-Я"

    В субботу были с ребеночком в театре - в нашем любимом "А-Я". Как я рада, что Игорь наконец дорос до их взрослых постановок. А то все…

  • Спектакль "Леди на день" в ЦАТРА

    Внезапно в воскресенье сходили в театр! :). Центральный Академический театр Российской Армии, спектакль "Леди на день". Честно говоря, я до…