Gazel (gazel2) wrote,
Gazel
gazel2

Category:

Норвегия, лето 2018. Часть 1. Техническая информация.


Итак, сводный пост №1 - техническая информация, сухие факты (будет еще сводный пост №2 - эмоции и впечатления). Думаю, все сразу не вспомню, буду впоследствии дополнять.

ДАТЫ ПОЕЗДКИ: 23 июня - 15 июля 2018г.

МАРШРУТ.

Москва - Выборг - Хельсинки - Турку - паром в Стокгольм - Осло - далее вся Норвегия с юга (Ставангер) до севера (Нордкап) - Киркенес - Мурманск - Москва.
Вот он на интерактивной карте. Если жмякнуть в правый верхний угол - откроется большая карта на отдельной вкладке (за идею спасибо Жене coalajane :).




Пробег 8350 км (на самом деле расстояние еще больше, ибо паромы). Столько мы еще никогда не ездили :).






ФОРМАТ.

Расставим все точки над i. Норвегия - одна из самых дорогих стран мира, и чтобы эта поездка состоялась, был принят режим жесткой экономии. Мы экономили на всем, на чем было возможно. Мы ночевали в палатке, сами готовили еду (привезенную из дома и частично докупленную в Финке). Соответственно, для комфортного существования пришлось серьезно подойти к подбору вещей и оснащению машины да, мы барахольщики.

Автопалатка на крыше - тесная, для экстремальных ночевок (например, на парковке) или для ускорения процесса, если нужно быстро собраться.




Обычная палатка - комфортная, дышащая, непромокаемая, но не везде было место и возможность ее поставить.




Солнечная батарея на крыше и дополнительный аккумулятор - для возможности пользоваться электричеством даже при выключенной машине.
Два инвертора на 220 В - один (помощнее) для холодильника и мультиварки, другой (послабее) для ноутбука. К сожалению, мощный инвертор сгорел в конце поездки. Придется задуматься о более надежном.
Холодильник. Очень удобно всегда холодное пиво!




Мы так и не поняли, можно ли жечь в Норвегии костры. Вроде бы открытый огонь разрешен на пляжах, оборудованных стоянках и в кемпингах. Однако мы довольно часто встречали кострища и пару раз разводили костер. Существует проблема с дровами - их не найдешь, приходилось жечь хворост. Поэтому использовали всякие альтернативы:

Газовая плитка + газовые баллоны. Удобно, когда нет ветра. А вот если сильный ветер, на плитке можно греть воду до умопомрачения. Поэтому мультиварка, а также маленький электрочайник - отличное решение!

Мангал и угли. Готовили рыбу на гриле, вкуснота!




Коптильня. Тоже пригодилась для рыбы.





Надувная байдарка "Щука" - для возможности подплыть туда, куда не проехать на машине, а также для рыбалки на глубине. К сожалению, использовалась мало, а точнее - всего однажды.




Рыболовное снаряжение. Особенности морской рыбалки были изучены еще дома, однако на месте всё оказалось не совсем так. Пришлось перенимать опыт других рыбаков, докупать правильные блесны. Подробностей рассказать не могу, ибо не специалист вообще.

Бивуачное снаряжение - как для обычного похода.

Тент от дождя.

Навигация и карты, а также путевые точки. Все в электронном виде. Пользовались программами Navitel и OSM, хотя для Норвегии существуют какие-то другие карты, более удобные. Мы поленились заморачиваться, в итоге эпизодически имели проблемы и неправильно проложенные маршруты. Мораль: нельзя пренебрегать человеческим опытом.

USB-выходы от прикуривателя, разветвители, удлинители. Много. Для оперативной зарядки всей электроники.

Трекинговые ботинки. Обязательны для походов по пересеченной местности и камням. Мы свои за поездку убили. Что было бы с кроссовками и с ногами в них - страшно представить.

Трекинговые палки. Для тех, кто их любит. Мы не особо пользуемся, но однажды они нас просто спасли.

Непромокаемые костюмы. Незаменимая вещь.

Теплые вещи - пуховки, шапки, варежки. Пригодились еще как!

Портативный душ, работающий от автокомпрессора. Хорошая вещь, но не додумали - нужен еще тент, типа как для походной бани. Потому что, во-первых, вечерами очень холодно, во-вторых, невозможно уединиться :).

Обувные электросушилки. С собой брали, но не пользовались - не возникло необходимости.

Осталась нерешенной проблема просушки мокрой одежды. Развешивали на веревках на ночь в салоне, а также внутри палатки. Но это полумера, сохнет плохо.


БЮДЖЕТ.

Самая большая статья расходов - топливо. У нас дизель (который чуть дешевле бензина), а также увеличенный бензобак 95 литров и канистра 20 литров, что позволило залиться дешевым российским топливом на первую почти тысячу км. Цены на дизель по всей Скандинавии примерно одинаковые - около 120руб. за литр.
Итого, 90 тыс.руб. Это половина бюджета.

Ситуация с заправками в Норвегии следующая. Их достаточно на туристических трассах кроме 17-й дороги - на ней заправок нет вообще! Также мало заправок на второстепенных трассах в глубине страны. Цены на разных заправках отличаются в пределах 1 кроны, зависимость не найдена. На юге страны бензин дешевле, чем на севере.
С заправками в Финляндии и Швеции на трассе нет проблем.
Относительно России: первая заправка после прохождения норвежско-российской границы - аж через 40км, в Заполярном. По трассе Кола заправок мало, есть перегоны по 200км без топлива. Самый дешевый бензин на Роснефти.


Следующая статья расходов - транспорт. В основном это паромы. Их очень много, и они сильно сокращают путь. Недешевые, но мы посчитали - частенько получается выгоднее, чем объезжать, с учетом стоимости бензина.
Также мы пытались сэкономить нечестными способами. Например, сразу после погрузки на паром иногда удавалось отправить Игоря в туалет, и тогда контролер брал оплату лишь за двоих а Игорь получал бонусное мороженое. Пару раз в погрузочной суете с нас вообще забывали взять оплату, чему мы тихо радовались. Также мы не зарегистрировались в норвежской системе AutoPASS для автоматической оплаты дорог. Поэтому за дороги не платили в надежде, что штрафы не придут в Россию.
Итого, 45 тыс.руб. Это четверть бюджета.

Супермаркеты. В Финляндии закупились тушенкой и сыром недостающими продуктами. В Норвегии покупали в основном хлеб (стоит примерно 250 рублей, бывает дешевле - но он моментально заканчивается, мы видели только ценник перед пустой полкой), иногда питье, иногда мороженое, однажды блёсны. Также в последний день купили вкусные подарки-сувениры.
Итого 16 тыс.руб.

Кафе/рестораны. В Норвегии вообще ни разу не были, цены ужасают. На пути туда не могли пропустить "Евразию", на пути обратно ели в ресторанах дважды - слишком устали от походной еды. Еще в Стокгольме отведали их фирменой жареной селедки :). Итого 13 тыс.руб.




Разные развлечения по маршруту, музеи, активити и т.п. 18 тыс.руб.

Сувениры. 5 тыс.руб.

Жилье. В Норвегии много кемпингов, на их территории можно поставить автодом, палатку, также можно снять домик (дорого) или так называемую кабину (cabine) - помещение с двумя двухярусными кроватями, все удобства отдельно, централизованно (иногда за пользование туалетом-душем-кухней нужно доплачивать). Мы услугами кемпингов не пользовались, благо в Норвегии поставить палатку можно бесплатно где угодно, кроме частных владений.
Один раз останавливались в хостеле в Тронхейме чтобы помыться. Он был с включенным завтраком, так что заодно удалось попробовать некоторую норвежскую еду. 5,5 тыс. руб. на троих - баснословно дешево, нам сильно повезло. Несколько раз потом пробовали что-то найти на Букинге - цены начинаются от 12 тыс. руб. Кабины в кемпингах более-менее приемлемы по цене, но нам не попались - возможно, их надо бронировать заранее.


Связь. Купили в России симку Тинькоф-мобайл специально для интернета в роуминге. Со всякими акциями и опциями получилось около 500 руб. за 1 Гб. Отработало все отлично, никаких нареканий. Связь была практически везде, даже в мелких деревушках. Потратили около 4 Гб, ибо трансляции футбола же! :) . Также пользовались халявным вайфаем на паромах (далеко не на всех паромах он есть), в музеях, иногда подключались на парковках к бесплатному вайфаю туристических автобусов :).
Итого 2 тыс.руб.

Итого, суммарно 195 тыс. руб. на троих за три с лишним недели.


ДОРОГИ.

До Питера домчали прекрасно без пробок по платной Ленинградке. Какое же это счастье, что ее наконец сделали! Особенно кусок от Твери до Чудово в объезд Новгорода и Вышнего Сволочка Волочка. И обратная трасса "Кола" от Мурманска до Петрозаводска - тоже респект. По Финке и Швеции - ну, терпимо, если не считать однополосности и эпизодических ремонтов. Самые плохие дороги - в Норвегии. Федеральные трассы - это по одной полосе в каждую сторону, асфальт с заплатками, без обочины, ограничение скорости 70-90 км/ч. Остальные дороги - как правило, это всего одна полоса, с периодическими карманами для разъездов. Ремонты дорог встречаются довольно часто.




Что похвально: практически никто не нарушает скоростной режим. 60 - значит 60, 30 - значит 30, тихонечко ползут и фуры, и автобусы, и автодома, и легковушки, и местные, и иностранцы.

Очень много серпантинов, при этом норвеги их строят очень крутыми: 8-12% уклона (зато поворотов меньше :). На подъемах у нас перегревался двигатель, а на спусках - тормоза, чуть не сожгли их, пока научились тормозить двигателем :).




В чем норвеги непревзойденные мастера, так это, во-первых, в туннелях, которые там на каждом шагу - от маленьких 100-метровых до самого длинного в мире Лёрдальского туннеля - 24,5 км! И во-вторых, в мостах. Высокие, изящные, очень красивые мосты!





ГРАНИЦА.

Туда - российско-финская (МАПП Торфяновка). Финны даже не попросили открыть машину! Мы возмущены! А тушенку кто будет проверять? А спрашивать, что у нас в верхнем боксе? Доблестные белорусские и польские пограничники приучили нас не расслабляться, а тут какая-то халява! :).
Зато эта халява сторицей окупилась на обратной норвежско-российской границе (МАПП Борисоглебск), когда наши родимые велели заехать в специальный ангар и вынуть из машины ВСЁ. С интересом наблюдали и активно интересовались, зачем нам тот или иной агрегат. Посмотрели на вещи (в сумки не залезали), посветили фонариком в салоне. Пристрастно допросили про рыбу - не везем ли. Все кончилось хорошо рыбу не нашли, нас вежливо попросили упаковаться обратно и пропустили. Кстати, Борисоглебск работает не круглосуточно, а что-то типа с 10:00 до 20:00 (точно не помню). А мы чуть не приехали ночью! Поток туристов там очень мал (может, от скуки и шмонают), мы были сначала вообще единственными.


ДЕНЬГИ.

В Финке - евро, в Швеции - шведские кроны, в Норвегии - норвежские кроны. Замонались конвертировать :).
Расплачивались по банковской карте. В отчетах по Норвегии прочитала, что некоторые мелкие паромы принимают только кеш. На всякий случай сняли некоторую сумму, которая в итоге вообще не пригодилась. Карты принимают везде.


Вроде все пункты осветила. Будут вопросы - задавайте, дополню.
Tags: 2018, Норвегия, Путешествия/поездки/мероприятия, Фотки
Subscribe

  • Спектакль "Ее друзья" в МХАТе им.Горького

    Наконец-то выбрались с Игорем в театр! Побывали во МХАТе им.Горького на спектакле "Ее друзья". Фото с сайта театра 11-летний мальчик -…

  • Рыжий

    Пока мы гуляли по Испании, у нас дома подросло вот такое чудо: Очень пушистый, очень шепутной, очень игручий, очень забавный.…

  • "Жизнь прекрасна" в Театре Мюзикла

    "Наш пароходик отходит в светлое прошлое, В лето с рубашками в клетку, в наивность речей, В песни забытые и в ожиданье хорошего, В шелест плащей…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments

  • Спектакль "Ее друзья" в МХАТе им.Горького

    Наконец-то выбрались с Игорем в театр! Побывали во МХАТе им.Горького на спектакле "Ее друзья". Фото с сайта театра 11-летний мальчик -…

  • Рыжий

    Пока мы гуляли по Испании, у нас дома подросло вот такое чудо: Очень пушистый, очень шепутной, очень игручий, очень забавный.…

  • "Жизнь прекрасна" в Театре Мюзикла

    "Наш пароходик отходит в светлое прошлое, В лето с рубашками в клетку, в наивность речей, В песни забытые и в ожиданье хорошего, В шелест плащей…